Словарь журналиста
Основные понятия и термины
А
Абзац – часть текста, представляющее собой смысловое едитнство, выделяемое отступом в первой строке.
Авторское право – исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или иного произведения (в том числе журналистского).
Анализ потребителя аудитории – исследование, направленное на изучение вкусов, потребностей потребителей, мотивов предпочтения ими различных конкурирующих изданий.
Анкета – опросный лист, представляющий собой перечень вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое, маркетинговое исследование, изучить общественное мнение.
Анонс – предварительная (без подробных сведений) афиша, объявляющая о спектакле, выступлении, концерте и т.п. (реклама наиболее интересных публикаций газеты этого или будущего номеров).
Аудитория – группа людей, которая пользуется данным каналом коммуникации (слушатели, зрители, читатели).
Аудитория целевая – основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения; совокупность потенциальных или существующих читателей, принимающих покупательские решения (покупка, подписка) или оказывающих на них влияние.
Б
Бизнес-план – подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие; план производственной и сбытовой деятельности редакции.
В
Верстка – технологический процесс составления полос книги, газеты или журнала из гранок набранного текста, заголовков, иллюстраций, в соответствии с макетом.
Внушение - это воздействие на личность.
Выборка – часть опрашиваемых при проведении маркетинговых исследований, сегмент населения, призванный олицетворять собой генеральную совокупность, т.е. аудиторию в целом.
Выделение текста – шрифтовое или нешрифтовое (композиционное изменение) полиграфического оформления частей текста (фраз, слов, букв, знаков) с целью привлечь внимание; акцентрировать внимание на определенном слове или словосочетании, помочь быстро разыскать и лучше запомнить термины, имена, названия, структурно разграничить части текста.
Выключка слов – выравнивание строки в процессе набора до заданного формата, расположение строк в соответствии с разметкой «влево» или «вправо».
Выключка строк – равномерное изменение (увеличение или уменьшение) пробелов между словами с целью довести длину строки до заданного формата.
Выходные сведения – совокупность выходных и выпускных данных, а также перечень лиц, участвовавших в подготовке издания, заглавие, копирайт.
Г
«Гвоздь» - ударный материал в теле-, радиопрограмме, в газете.
«Гибриды» - интернет-газеты, предлагающие как информацию традиционных СМИ, на базе которых они созданы, так и собственную информацию, соответствующую выбранной стратегии.
Д
Дезинформация – целенаправленная передача от источника к получателю информации, которая представляет неверную картину жизни, искаженные ценности, ложную систему ориентации.
Деловая пресса – тип издания, темой которых преимущественно является бизнес, а аудиторией – руководители предприятий, предприниматели, бизнесмены.
Дизайн – художественное проектирование тех или иных объектов (в том числе газеты, рекламного сообщения), основанное одновременно на принципах функциональности и эстетичности. Понятие «дизайн» отличается от понятий «оформление», «стиль», характеризующих процесс создания или сам внешний вид издания (газеты), но необязательно делающих его лучше с функциональной точки зрения.
Дикция – способ произношения речи: ясность, выразительность, повышение и понижение, подчеркивание разных оттенков мысли и чувств.
Дискуссия – спор, полемика на определенную тему.
Ж
Жанр – исторически сложившаяся форма организации материала художественного (или публицистического) произведения, подчиненная решению определенных задач и обладающая устойчивыми повторяющимися признаками.
Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио, телевидение и т.д.
З
Заголовок – название небольшого произведения, статьи.
Заголовочный комплекс – совокупность основного заглавия, рубрики, подзаголовка, «врезки» (иногда и заставки, фотографии автора).
Заметка – малый информационный жанр, цель которого сообщение (называние новости).
Засечка – поперечный графический элемент, которым заканчивается основной штрих буквы.
И
Иллюстрация – изображение в книге, журнале, газете (рисунок, фотография, схема, чертеж), поясняющее или дополняющее текст.
Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, организации, явления, в т.ч издания), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо (аудиторию) в целях популяризации, рекламы.
Интервью – 1. Метод получения информации путем общения с людьми.
2. Публицистический жанр, беседа в форме вопросов и ответов журналиста с государственным или общественным деятелем по вопросам, представляющим общественный интерес.
Информация – 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
К
Кегль – размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства над и под очком); обозначается в пунктах.
Клише – рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей.
«Клоны» – это сетевые версии традиционных СМИ.
Колонцифра – элемент структуры издания, обозначающий порядковый номер полосы.
Композиция – построение, внутренняя структура произведения (в газете – организация материалов в единое целое, обусловленное типом газеты, традициями, актуальным содержанием. Различают композицию газеты, обозначающую содержательную, структурную связь и графическую композицию – способ связи оформительских элементов).
Корректура - 1. Исправление ошибок в оттиске типографского набора, в распечатке компьютерного набора текста. 2. Оттиск с типографского набора, распечатка компьютерного набора текста, предназначенные для исправления ошибок.
Л
Лид – первое предложение или абзац информационного сообщения, задача которого – привлечь внимание читателя, «пригласить» его к чтению.
Логотип – оригинальное начертание названия фирмы, используемое в рекламных целях, юридически защищенное, т.е. представляющее именно эту фирму (в газете – графическое выражение названия газеты, возможно в соединении с символом).
М
Макет и полиграфии – 1. Предварительный образец книги, журнала, заготовленный в издательстве для точного размещения текстового и иллюстративного материала. В газете – план размещения материалов по полосам (страницам). 2. Пробный экземпляр книги или переплета, , изготовляемый в типографии до печати тиража.
Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.
Маркетинговый анализ – изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров.
Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиа-, аудиавизуальные и иные сообщения и материалы.
Модуль – единица длины, являющаяся в оформлении изданий основой для графических построений, кратная площади газетной полосы, единица площади в газете или журнале, приобретаемая для рекламных объявлений (модульная реклама). Это прямоугольник шириной в колонку стандартной высоты.
Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу.
О
«Открытие» - левый верхний угол полосы газеты.
«Отчет» - публицистический жанр , предполагающий изложение в хронологической последовательности фактов или этапов какого-либо мероприятия (научного, общественного, спортивного и др.).
Очерк – «…публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности» (Л.Е. Кройчик).
П
«Подвал» - нижняя часть полосы, крупный материал (статья, очерк, рецензия), размещенный в нижней части полосы. Различают полный или неполный «подвалы», «подвал» на разворот.
Подзаголовок – второй, дополнительный заголовок, поясняющий, иногда развивающий основной заголовок. Выделяют внутренние подзаголовки, относящиеся к отдельным частям, разделам текста.
Потенциальная аудитория – аудитория, которая могла бы стать реальной и на завоевание которой может рассчитывать издатель.
Правка – процесс изменения текста на всех этапах подготовки его к выпуску в целях совершенствования его содержания литературной, редакционной и графической формы.
Пресс-релиз – специальные бюллетени для работников печати, радио, телевидения, содержащие документы и информацию, подлежащие срочному опубликованию и распространению. Обычно выпускаются правительственными учреждениями, штаб-квартирами международных организаций и т.п.
Профессиональная этика журналиста – принятие в журналистском сообществе моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
Р
Разверстка – расположение газетного набора при верстке с таким расчетом, чтобы он занял несколько равных по длине колонок, перекрытых сверху общим заголовком или шапкой, а снизу закрытых общей линейкой.
Разворот – две соседние страницы (левая – четная, правая – нечетная) издания, форма подачи материалов на двух внутренних смежных страницах.
Реальная аудитория – аудитория, которая в данный момент является потребителем данного СМИ.
Редактирование – это процесс обработки и исправления редактором авторского произведения для его дальнейшей публикации либо выпуска в эфир. Часто его называют литературным редактированием.
Редактор – это лицо, подвергающее обработке, исправляющее предназначенный к публикации текст. Ответственный за содержание теле- или радио- передачи или периодического издания.
Редакционная коллегия, редакционный совет – совещательные органы, создаваемые в редакции из числа наиболее квалифицированных сотрудников или наиболее авторитетных экспертов в различных сферах деятельности для решения принципиальных вопросов (организационных, производственных, творческих), возникающих в процессе деятельности редакции.
Редакция – коллектив работников, занимающихся обработкой и исправлением текстов, ответственный за содержание, актуальность и конкурентоспособность издания.
Реклама – 1. Информация о потребительских свойствах товара (услуги) с целью его реализации, создания спроса на него. 2. Распространение сведений о ком-либо с целью создания популярности, привлечь внимание целевой аудитории.
Репортаж – информационный жанр журналистики, оперативно, с подробностями, в яркой форме сообщающий для печати, радио-, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
Рецензия – критический жанр, в основе которого отзыв о том, или ином культурном явлении.
Риторический канон – привила риторики, красноречия, подробный и тщательно продуманный механизм перевода внутренней речи во внешнюю, превращение наших мыслей в слова с целью получения желаемого (с точки зрения говорящего) результата.
Рубрика – подзаголовок, определяющий раздел газеты, например раздел, освещающий регулярно проведение какой-либо компании.
С
Сверстать – скомплектовать, сформировать полосу или издание в целом.
Слоган – 1. Лозунг, девиз. 2. Рекламная формула, броская, запоминающаяся фраза, рекламирующая товар.
Статья – публицистический жанр, который предполагает осмысление и анализ значительного явления, аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию.
Стереотип – упрощенный, схематический, стандартизированный образ или представление об объекте или явлении действительности, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Различают положительный, нулевой, отрицательный стереотипы.
Сценарий – 1. Литературно-драматическое произведение с подробным описанием действия, предназначенное для экранной или сценической реализации. 2. Заранее подготовленный детальный план проведения чего-либо.
Т
Тираж – количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах издания, в газете – более сложное понятие, включающее такие аспекты, как структура тиража, подписной и розничный тираж и др.
У
Убеждение – прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. В рекламе – один из способов психологического воздействия на потребителя.
Ф
Фальцовка – сгибание печатных листов в такой последовательности, чтобы страницы книги, журнала и т.п. были расположены в соответствии с нумерацией.
Фельетон – художественно-публицистический жанр, представляющий собой небольшое произведение на злободневную тему, написанное в насмешливом, часто сатирическом тоне.
Формат издания – размеры (длина и ширина) страницы издания. В российских газетах применяются следующие форматы:
большой – А2 (420х594 мм),
малый – А3 (297х420 мм),
сверхмалый А4 (210х297 мм).
В мировой практике существует еще два формата:
рейнский (365х510 мм) и среднеевропейский (315х370 мм).
Ч
«Чердак» - верхняя часть полосы; крупный материал (корреспонденция, статья, очерк), размещенный в верхней части полосы. Различают полный или неполный «чердаки», «чердак» на разворот.
Ш
Шрифт – рисунок, начертание знаков алфавитного письма.
Э
Эссе – критический публицистический жанр – прозаический этюд небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
___________
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Автор О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 373 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).
Основные понятия и термины. – С. 260 – 265.
___________
О разнообразии словарей
смотрите страницу
"Словари - помощники"
на блоге "Библиотека МБОУ № 61"
http://libmou61.blogspot.com/p/blog-page_5.html
.
Основные понятия и термины
А
Абзац – часть текста, представляющее собой смысловое едитнство, выделяемое отступом в первой строке.
Авторское право – исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или иного произведения (в том числе журналистского).
Анализ потребителя аудитории – исследование, направленное на изучение вкусов, потребностей потребителей, мотивов предпочтения ими различных конкурирующих изданий.
Анкета – опросный лист, представляющий собой перечень вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое, маркетинговое исследование, изучить общественное мнение.
Анонс – предварительная (без подробных сведений) афиша, объявляющая о спектакле, выступлении, концерте и т.п. (реклама наиболее интересных публикаций газеты этого или будущего номеров).
Аудитория – группа людей, которая пользуется данным каналом коммуникации (слушатели, зрители, читатели).
Аудитория целевая – основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения; совокупность потенциальных или существующих читателей, принимающих покупательские решения (покупка, подписка) или оказывающих на них влияние.
Б
Бизнес-план – подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие; план производственной и сбытовой деятельности редакции.
В
Верстка – технологический процесс составления полос книги, газеты или журнала из гранок набранного текста, заголовков, иллюстраций, в соответствии с макетом.
Внушение - это воздействие на личность.
Выборка – часть опрашиваемых при проведении маркетинговых исследований, сегмент населения, призванный олицетворять собой генеральную совокупность, т.е. аудиторию в целом.
Выделение текста – шрифтовое или нешрифтовое (композиционное изменение) полиграфического оформления частей текста (фраз, слов, букв, знаков) с целью привлечь внимание; акцентрировать внимание на определенном слове или словосочетании, помочь быстро разыскать и лучше запомнить термины, имена, названия, структурно разграничить части текста.
Выключка слов – выравнивание строки в процессе набора до заданного формата, расположение строк в соответствии с разметкой «влево» или «вправо».
Выключка строк – равномерное изменение (увеличение или уменьшение) пробелов между словами с целью довести длину строки до заданного формата.
Выходные сведения – совокупность выходных и выпускных данных, а также перечень лиц, участвовавших в подготовке издания, заглавие, копирайт.
Г
«Гвоздь» - ударный материал в теле-, радиопрограмме, в газете.
«Гибриды» - интернет-газеты, предлагающие как информацию традиционных СМИ, на базе которых они созданы, так и собственную информацию, соответствующую выбранной стратегии.
Д
Дезинформация – целенаправленная передача от источника к получателю информации, которая представляет неверную картину жизни, искаженные ценности, ложную систему ориентации.
Деловая пресса – тип издания, темой которых преимущественно является бизнес, а аудиторией – руководители предприятий, предприниматели, бизнесмены.
Дизайн – художественное проектирование тех или иных объектов (в том числе газеты, рекламного сообщения), основанное одновременно на принципах функциональности и эстетичности. Понятие «дизайн» отличается от понятий «оформление», «стиль», характеризующих процесс создания или сам внешний вид издания (газеты), но необязательно делающих его лучше с функциональной точки зрения.
Дикция – способ произношения речи: ясность, выразительность, повышение и понижение, подчеркивание разных оттенков мысли и чувств.
Дискуссия – спор, полемика на определенную тему.
Ж
Жанр – исторически сложившаяся форма организации материала художественного (или публицистического) произведения, подчиненная решению определенных задач и обладающая устойчивыми повторяющимися признаками.
Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио, телевидение и т.д.
З
Заголовок – название небольшого произведения, статьи.
Заголовочный комплекс – совокупность основного заглавия, рубрики, подзаголовка, «врезки» (иногда и заставки, фотографии автора).
Заметка – малый информационный жанр, цель которого сообщение (называние новости).
Засечка – поперечный графический элемент, которым заканчивается основной штрих буквы.
И
Иллюстрация – изображение в книге, журнале, газете (рисунок, фотография, схема, чертеж), поясняющее или дополняющее текст.
Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, организации, явления, в т.ч издания), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо (аудиторию) в целях популяризации, рекламы.
Интервью – 1. Метод получения информации путем общения с людьми.
2. Публицистический жанр, беседа в форме вопросов и ответов журналиста с государственным или общественным деятелем по вопросам, представляющим общественный интерес.
Информация – 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
К
Кегль – размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства над и под очком); обозначается в пунктах.
Клише – рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей.
«Клоны» – это сетевые версии традиционных СМИ.
Колонцифра – элемент структуры издания, обозначающий порядковый номер полосы.
Композиция – построение, внутренняя структура произведения (в газете – организация материалов в единое целое, обусловленное типом газеты, традициями, актуальным содержанием. Различают композицию газеты, обозначающую содержательную, структурную связь и графическую композицию – способ связи оформительских элементов).
Корректура - 1. Исправление ошибок в оттиске типографского набора, в распечатке компьютерного набора текста. 2. Оттиск с типографского набора, распечатка компьютерного набора текста, предназначенные для исправления ошибок.
Л
Лид – первое предложение или абзац информационного сообщения, задача которого – привлечь внимание читателя, «пригласить» его к чтению.
Логотип – оригинальное начертание названия фирмы, используемое в рекламных целях, юридически защищенное, т.е. представляющее именно эту фирму (в газете – графическое выражение названия газеты, возможно в соединении с символом).
М
Макет и полиграфии – 1. Предварительный образец книги, журнала, заготовленный в издательстве для точного размещения текстового и иллюстративного материала. В газете – план размещения материалов по полосам (страницам). 2. Пробный экземпляр книги или переплета, , изготовляемый в типографии до печати тиража.
Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.
Маркетинговый анализ – изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров.
Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиа-, аудиавизуальные и иные сообщения и материалы.
Модуль – единица длины, являющаяся в оформлении изданий основой для графических построений, кратная площади газетной полосы, единица площади в газете или журнале, приобретаемая для рекламных объявлений (модульная реклама). Это прямоугольник шириной в колонку стандартной высоты.
Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу.
О
«Открытие» - левый верхний угол полосы газеты.
«Отчет» - публицистический жанр , предполагающий изложение в хронологической последовательности фактов или этапов какого-либо мероприятия (научного, общественного, спортивного и др.).
Очерк – «…публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности» (Л.Е. Кройчик).
П
«Подвал» - нижняя часть полосы, крупный материал (статья, очерк, рецензия), размещенный в нижней части полосы. Различают полный или неполный «подвалы», «подвал» на разворот.
Подзаголовок – второй, дополнительный заголовок, поясняющий, иногда развивающий основной заголовок. Выделяют внутренние подзаголовки, относящиеся к отдельным частям, разделам текста.
Потенциальная аудитория – аудитория, которая могла бы стать реальной и на завоевание которой может рассчитывать издатель.
Правка – процесс изменения текста на всех этапах подготовки его к выпуску в целях совершенствования его содержания литературной, редакционной и графической формы.
Пресс-релиз – специальные бюллетени для работников печати, радио, телевидения, содержащие документы и информацию, подлежащие срочному опубликованию и распространению. Обычно выпускаются правительственными учреждениями, штаб-квартирами международных организаций и т.п.
Профессиональная этика журналиста – принятие в журналистском сообществе моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
Р
Разверстка – расположение газетного набора при верстке с таким расчетом, чтобы он занял несколько равных по длине колонок, перекрытых сверху общим заголовком или шапкой, а снизу закрытых общей линейкой.
Разворот – две соседние страницы (левая – четная, правая – нечетная) издания, форма подачи материалов на двух внутренних смежных страницах.
Реальная аудитория – аудитория, которая в данный момент является потребителем данного СМИ.
Редактирование – это процесс обработки и исправления редактором авторского произведения для его дальнейшей публикации либо выпуска в эфир. Часто его называют литературным редактированием.
Редактор – это лицо, подвергающее обработке, исправляющее предназначенный к публикации текст. Ответственный за содержание теле- или радио- передачи или периодического издания.
Редакционная коллегия, редакционный совет – совещательные органы, создаваемые в редакции из числа наиболее квалифицированных сотрудников или наиболее авторитетных экспертов в различных сферах деятельности для решения принципиальных вопросов (организационных, производственных, творческих), возникающих в процессе деятельности редакции.
Редакция – коллектив работников, занимающихся обработкой и исправлением текстов, ответственный за содержание, актуальность и конкурентоспособность издания.
Реклама – 1. Информация о потребительских свойствах товара (услуги) с целью его реализации, создания спроса на него. 2. Распространение сведений о ком-либо с целью создания популярности, привлечь внимание целевой аудитории.
Репортаж – информационный жанр журналистики, оперативно, с подробностями, в яркой форме сообщающий для печати, радио-, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.
Рецензия – критический жанр, в основе которого отзыв о том, или ином культурном явлении.
Риторический канон – привила риторики, красноречия, подробный и тщательно продуманный механизм перевода внутренней речи во внешнюю, превращение наших мыслей в слова с целью получения желаемого (с точки зрения говорящего) результата.
Рубрика – подзаголовок, определяющий раздел газеты, например раздел, освещающий регулярно проведение какой-либо компании.
С
Сверстать – скомплектовать, сформировать полосу или издание в целом.
Слоган – 1. Лозунг, девиз. 2. Рекламная формула, броская, запоминающаяся фраза, рекламирующая товар.
Статья – публицистический жанр, который предполагает осмысление и анализ значительного явления, аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию.
Стереотип – упрощенный, схематический, стандартизированный образ или представление об объекте или явлении действительности, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Различают положительный, нулевой, отрицательный стереотипы.
Сценарий – 1. Литературно-драматическое произведение с подробным описанием действия, предназначенное для экранной или сценической реализации. 2. Заранее подготовленный детальный план проведения чего-либо.
Т
Тираж – количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах издания, в газете – более сложное понятие, включающее такие аспекты, как структура тиража, подписной и розничный тираж и др.
У
Убеждение – прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. В рекламе – один из способов психологического воздействия на потребителя.
Ф
Фальцовка – сгибание печатных листов в такой последовательности, чтобы страницы книги, журнала и т.п. были расположены в соответствии с нумерацией.
Фельетон – художественно-публицистический жанр, представляющий собой небольшое произведение на злободневную тему, написанное в насмешливом, часто сатирическом тоне.
Формат издания – размеры (длина и ширина) страницы издания. В российских газетах применяются следующие форматы:
большой – А2 (420х594 мм),
малый – А3 (297х420 мм),
сверхмалый А4 (210х297 мм).
В мировой практике существует еще два формата:
рейнский (365х510 мм) и среднеевропейский (315х370 мм).
Ч
«Чердак» - верхняя часть полосы; крупный материал (корреспонденция, статья, очерк), размещенный в верхней части полосы. Различают полный или неполный «чердаки», «чердак» на разворот.
Ш
Шрифт – рисунок, начертание знаков алфавитного письма.
Э
Эссе – критический публицистический жанр – прозаический этюд небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
___________
Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Автор О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 373 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).
Основные понятия и термины. – С. 260 – 265.
___________
О разнообразии словарей
смотрите страницу
"Словари - помощники"
на блоге "Библиотека МБОУ № 61"
http://libmou61.blogspot.com/p/blog-page_5.html
.