Муниципальное общеобразовательное учреждение с 1 ноября 2011 года стало Муниципальным БЮДЖЕТНЫМ общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 61 Металлургического района города Челябинска. В название блога внесены изменения: МОУ изменено на МБОУ.

6 ноября 2015 года название школы изменено на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 61 города Челябинска"

Сокращенно: МБОУ "СОШ № 61 г.Челябинска"


вторник, 13 октября 2020 г.

Историко-культурная ценность стиральной доски – предмета обихода крестьянской семьи начала XX века

 

     Недавно я была в гостях у двоюродного дедушки, мой взгляд сразу же упал на странный предмет, который висел в чулане при входе в дом. Меня заинтересовал этот странный для меня предмет, а еще интереснее стало, когда узнала, что это была ...


стиральная доска... Ведь в наше время есть стиральные машинки-автомат! Машина сама нагреет воду, постирает, прополощет да и высушит белье...

     Пообщавшись с двоюродным дедушкой Ягафаровым Асылом Байрамгалеевичем, я узнала, что стиральная доска осталась от его мамы, то есть моей прабабушки. Хозяйство было большое, стирать приходилось каждый день. Мой прадед Байрамгалей Фазлинурович еще в далеком 1965 году сделал своими руками эту стиральную доску в помощь хозяйке. Дедушка рассказал и показал, как стирали белье. Сначала он намочил белье, затем намылил. После, намыленное белье сложил на плоскую поверхность и с силой тер по доске. После этого белье полоскали в реке или кадке с водой. Эти доски некоторые хозяйки используют и сейчас – они считают, что лучше стиральной доски и хозяйственного мыла белье ничто не отстирает. 

     К нашему разговору присоединилась моя бабушка Филия Байрамгалевна (младшая сестра Асыла Байрамгалеевича), она вспомнила, когда ей было 5 лет, как первый раз ее мама научила стирать свои платочки и носочки на стиральной доске. Истертые в кровь пальцы были хорошим стимулом запомнить это событие и мамины слова: «Ты стирай платочек, а не пальцы! Чего по доске пальцами скребёшь!» - не пожалела, а поругала она меня. Каждую субботу в семье был день большой стирки. Дети постарше носили воду и дрова, растапливали котел, натягивали веревки и таскали мокрое белье. А прабабушка с дочками занимались непосредственно стиркой. Если в одной семье было недостаточно рабочих рук, то звали соседей под девизом «ты мне поможешь, а я тебе». Можно даже позавидовать такой дружбе! 

     Дедушка живет один и бережно относится к этому предмету, чтит память о родственниках, хранит семейные реликвии, являющиеся тоненькой, совсем хрупкой ниточкой, связывающей день сегодняшний с давно прошедшим днем. 


     Я люблю рассматривать и изучать старинные предметы, это стало даже моим увлечением, потому что, в каждой семье свои глубокие исторические корни, семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение. Изучая предметы прошлого, даже сама не заметила, как вовлекла в эту работу всю свою семью, которым тоже стало интересно. Так появился девиз нашей семьи: «Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем!». 

     Я считаю, что сохраняя предметы старины, мы сохраняем историю нашей семьи! Многие предметы домашнего обихода, которыми пользовались наши предки в течение длительного периода, исчезают. Предметы заменяют новыми, так как новые технологии создают современные приборы, оборудование, облегчающие труд людей. Память о предметах быта, ушедших из нашего обихода, стирается навсегда. Мало кому приходит в голову, что и в предмете старинного быта может быть много интересного и важного для нас сегодняшних. 

     Изучив историю появления стиральной доски, я узнала, что в 1797 г. было создано одно из таких приспособлений – стиральная доска, которая единодушно считалась самым гениальным изобретением, помогающим отстирывать белье. 

Долгое время стиральная доска была единственным помощником домохозяйки. /Фото: liveinternet.ru

Первые стиральные доски, вероятно, были полностью деревянными, но уже в 1833 г. Стивен Руст из американского города Манлиуса запатентовал стиральную доску с металлической рифлёной вставкой. Между тем в середине XX века возникла традиция использовать стиральную доску или специально изготовленный подобный ей предмет в качестве музыкального инструмента. 

     Таким образом, стиральная доска является семейной реликвией семьи Ягофаровых – жителей села Халитово Кунашакского района. Она использовалась в быту с начала XX века. Она побуждает воображение, увлекая в удивительный мир истории быта крестьянских семей. 

Арина Сулейманова, 8-а класс


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий