Муниципальное общеобразовательное учреждение с 1 ноября 2011 года стало Муниципальным БЮДЖЕТНЫМ общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 61 Металлургического района города Челябинска. В название блога внесены изменения: МОУ изменено на МБОУ.

6 ноября 2015 года название школы изменено на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 61 города Челябинска"

Сокращенно: МБОУ "СОШ № 61 г.Челябинска"


суббота, 20 октября 2018 г.

Маслобойка, как старинная вещь


Каждое утро, как это бывает во многих семьях, я  с мамой люблю готовить на завтрак бутерброд со сливочным маслом. Вот только масло мы не покупаем, а привозим из деревни, так как бабушка сама, своими руками, готовит этот продукт. 
На летних каникулах, когда я отдыхала у бабушки, случайно заметила старинную вещь, которая стояла на кухне, на полке. Меня заинтересовало, откуда эта вещь появилась и для чего она нужна? 
- Это - маслобойка, - сказала мне бабушка Филия.
Оказывается, эту старинную вещь бабушке подарила ее свекровь, то есть, прабабушка Венера. Тогда, взяв маслобойку, я пошла к  прабабушке Венере, может, она что - то интересное расскажет?
Здравствуй, Картнайка! - поприветствовала я ее. (Так всегда я обращаюсь к своей прабабушке, слово «Картнайка» в переводе на русский язык означает «прабабушка»)  - Расскажи, пожалуйста, что эта за вещь?
Прабабушка Венера, взглянув на меня, сказала:
 - О-о, это старинная ручная маслобойка. Она досталась мне от моей мамы, твоей пра-прабабушки Сафры.  А я подарила ее своей невестке, то есть, твоей бабушке Филии.
- Картнайка, - обратилась я к прабабушке Венере, - а ты можешь рассказать откуда появилась эта маслобойка?
Прабабушка Венера внимательно посмотрела на меня, немного помолчала, словно обдумывая что-то, а потом стала рассказывать:
- Еще давным - давно, когда я была маленькой, мы жили в другой деревне. В семье было 11 детей,  все были дружными, помогали друг другу. Мой отец держал много коров. Так как я была старшей, помогала маме по хозяйству. Чтобы прокормить семью, мама научила меня готовить масло на этой маслобойке. Сейчас я уже плохо помню, не смогу сказать, когда именно была сделана маслобойка, но знаю точно, что мамин папа, мой дедушка Хадый, он был хорошим плотником, он и изготовил для мамы из дерева эту маслобойку. Дедушка Хадый родился очень давно, точной даты, к сожалению, я не знаю, в тысяча восемьсот каком-то году, где-то ближе к концу 19 века, а не стало его в начале двадцатого века. Знаю, что он прожил 70 лет. Так что, маслобойка эта сделана по образцу маслобоек 19 века. Много масла сбито на ней за весь двадцатый век. А век – это же целых сто лет, подумать только... - Прабабушка Венера, покачав головой, продолжала. - Пока масло сбиваешь, вспоминаешь и благодаришь всех своих самых близких и родных людей: мамочку мою Сафру, которая подарила мне эту маслобойку, ее отца, моего дедушку Хадыя, который своими руками сделал маслобойку для всех нас...- Прабабушка Венера протерла платочком глаза и словно задумалась о чем-то... Мне даже показалось, что она засыпает...
-Картнайка, а как она работает? - спросила я у прабабушки, рассматривая маслобойку со всех сторон.
Прабабушка Венера даже вздрогнула от неожиданности и, как-будто  засуетившись, стала говорить немного громче и быстрее: 
- Как пользоваться? Да, очень просто пользоваться. Но сначала маслобойку нужно хорошенько промыть горячей водой, а потом  споласкивать холодной. Вот тогда она и будет готова к работе. Затем, – с удовольствием продолжала прабабушка, – мы наполняем сметаной маслобойку и начинаем крутить вот эту


рукоятку. – При этом прабабушка Венера правой рукой стала вращать ручку (рукоятку) маслобойки. 


- При вращении происходит движение сметаны. Только крутить надо долго, не переставая, а иначе, ничего не получится! При длительном вращении начинают появляться частички масла, а вскоре, и кусочки. Куски масла вынимаем и перекладывают в другую посуду. Внутри остается беловатая "водичка". Это уже не молоко, а пахта, или, как сейчас говорят, сыворотка. Из такой пахты хлеб пекли, блины, пироги стряпали,  пекли на всю семью... Это сейчас в магазине все, что хочешь, купить можно, а раньше сами все делали. С молока сливки снимали, сметану делали, из оставшегося молока варили творог, а из творога - сыр. Из сметаны сбивали масло. Ох, и вкусное масло получалось! 


А все потому, что очень хорошо потрудиться надо, чтобы масло-то сбить. И запомни, самое главное это то, что все надо делать с любовью, а не только с великим терпением и старанием. А как масло-то такое утречком ты на стол подашь, булок, да пирожков напечешь, так и будет у тебя всегда в семье мир, да согласие... в большой крепкой и дружной семье - любовь и уважение...
Так сказала моя Картнайка, глядя на меня своими добрыми улыбающимися глазами.
Спасибо большое, Картнайка. Я обязательно запомню все твои слова. Это очень интересно и дорого. До свидания.
Вернувшись к бабушке Филии, через Интернет дополнительно прочитала много интересного и полезного для себя.  
Маслобойка  – это приспособление, используемое в быту или в промышленности для приготовления масла из сливок путем вращения или толкания. Самое раннее упоминание о сбивании масла можно найти в Библии, оно относится приблизительно к 2000 году до н. э. Возможно, маслобойка существовала уже в VI веке, так как в Шотландии была найдена крышка от маслобойки, датированная этим временем. Многие изобретатели в течение нескольких веков пытались внести в устройство маслобоек усовершенствования. Так появились «именные» маслобойки, например, маслобойка Линдсея, Гуссандера, Друммонда и Реннеса, которые отличались формой и количеством толкачей. Из ударных наиболее известна историкам «регенвальдская маслобойка», построенная впервые в 1875 году акционерной фабрикой земледельческих машин в городе Регенвальде. Правда, до этого, на лондонской Всемирной выставке 1851 года появились маслобойки, сконструированные Лавуази, но распространились они лишь после Всемирной выставки 1855 года в Париже. Причем, именно в XIX веке стали различать маслобойки для ручной и машинной работы. На железоделательном заводе в Бергедорфе, например, стали изготовлять маслобойки с паровым турбинным приспособлением.
После всего изученного мной, решила понаблюдать, как же бабушка делает масло и пользуется ли она этой старинной утварью.  Озадачила же я ее. Она принялась рассказывать весь процесс приготовления масла. Маслобойкой же она не пользуется, у нее свой метод.
- Бабушка, научи меня готовить масло, - попросила я ее.
- С удовольствием, - сказала бабушка. - То, что все кисло-молочные продукты делаются из молока,  ты это знаешь с детства. А сейчас мы с тобой сделаем масло из уже приготовленной сметаны, - сказала бабушка и поставила на стол кастрюлю со сметаной.


- Конечно, сейчас у хозяек на кухне есть много приспособлений для того, чтобы готовить быстро. Кухонный комбайн в этом – отличный помощник. Но мы с тобой будем сбивать масло вручную, станем перемешивать сметану ложкой (по часовой стрелке) долго-долго, пока не получится долгожданное масло и не появится пахта… 

                                                     
Когда уже взбилось масло, руками делаю из него маленькие колобки и опускаю в воду, – сказала бабушка, показывая, как она это делает. 




- Вода должна быть обязательно холодной. Промываю хорошенько в холодной воде, прямо разминаю масло в воде и, когда та становится беловатой, меняю воду, наливаю чистую и снова разминаю в ней масло. Если  водичка остается прозрачной – масло промыто.
Придаю ему удобную прямоугольную форму, кладу в масленку или на тарелочку и - в холодильник. Масло готово, - улыбнулась бабушка. - А еще, я открою тебе свой маленький секрет.
- Секрет? - переспросила я.
- Да, секрет, - повторила бабушка и загадочно улыбнулась. - Для тех, кто любит масло соленое, в ту прозрачную водичку, в которой промываю масло уже в последний раз, добавляю немного соли. Масло получается слегка соленым и очень вкусным…
Когда бабушка мне все это показывала и рассказывала, было очень интересно. 


Я сама пробовала крутить ложкой и поняла, что процесс очень трудоемкий. За это время  вспомнился рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки», как одна из лягушек сбивала сметану, пока не почувствовала под лапками масло.

   

 На этой неделе, 12 октября, в нашей школе прошла акция «День дарения экспонатов в школьный музей». Меня это заинтересовало. Я захотела подарить в школьный музей нашу старинную деревянную маслобойку и ... подарила.



Арина Сулейманова, 6-а класс
Фото от автора.
Читайте рассказ Л. Пантелеева "Две лягушки" - 
щелкните левой кнопкой мыши по обложке книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий